Site icon Микробиом в норме

Что такое прикорм и когда его нужно вводить детям.

введение прикорма у детей
Spread the love

Примерное время на чтение статьи 6 минуты

В каком возрасте начинать вводить прикорм.С какого вида продуктов начинать прикорм.Какие факторы, влияют на пищевое поведение.

На эти и другие вопросы вы получите ответ в моей статье.

Для начала давайте разберемся, что такое прикорм.

Согласно рекомендациям Европейского агентства по безопасности продуктов питания (EFSA) прикормом считаются все продукты кроме грудного молока, молочной смеси, воды и витаминов.

Прикорм может быть жидким или в виде пюре, которое дается детям с ложечки. Может быть кусковым. Может быть приготовлен дома или промышленным способом. Прикорм обеспечивает оптимальное развитие ребенка, программирует здоровье ребенка и его пищевое поведение.

Прикорм можно вводить уже с 4-месячного возраста. Все зависит от созревания нервной и ферментативной системы ребенка. Надо помнить, что существует окно толерантности с 5 до 7 мес, во время которого наиболее оптимально вводить прикорм. Важно понять, что ребенок, с точки зрения развития нервной системы, готов перейти от жидкой пищи к более разнообразной и густой. Сам прикорм может инициировать созревание ферментов.

Известны нейромоторные навыки, которые могут быть признаками готовности ребенка к введению прикорма. Самый ранний навык-удержание головы по средней линии в положении лежа на спине или сидя и уменьшение рефлекса выталкивания. Также самостоятельное потребление пищи руками. Как правило с 4 мес ребенок готов к приему пищи с ложечки. Любой навык кормления требует определенного времени для закрепления. Как правило это 2-3 недели. Чтобы привыкнуть к продукту, малышу иногда нужно более 10 попыток.

Почему надо вводить прикорм ребенку на грудном вскармливании.

На 1 году жизни у ребенка возрастают энергетические потребности. Состав грудного молока меняется не только с возрастом ребенка, но даже в течении дня. С помощью прикорма компенсируется недостаток макро и микронутриентов. Чаще всего бывает недостаток железа. Поэтому раньше всего нужно вводить прикорм детям недоношенным, с высокой скоростью роста роста, с ранним пережатием пуповины (менее 1 мин.). А также грудным детям, рожденным от матери с низким содержанием железа в крови. Это каши, обогащенные железом, овощные пюре и даже раннее введение мясного пюре.

Важно! В продуктах для первого прикорма не должно быть добавленного сахара.

Согласно последнему соглашению EFSA введение фруктовых соков и пюре до 1 года нежелательно. Это формирует неправильные вкусовые предпочтения, вытесняет полезные продукты для рационального развития.Поэтому такой прикорм не пригоден для введения в качестве первого. Его хорошо вводить в конце первого года жизни.

Введение прикорма для ребенка может быть стрессом.

Для того, чтобы правильно накормить ребенка нужно распознавать сигналы голода и насыщения ребенка. Когда ребенок становится беспокойным, тянется за ложкой и едой, оживляется при виде еды, указывает на еду, значит он голодный. Однако, не стоит принуждать ребенка съесть весь необходимый объем еды. Нужно видеть сигналы сытости. Малыш начинает есть медленней, отталкивать еду, закрывает рот, отворачивается, мотает головой. Значит ребенок сыт, несмотря на то, что каша несъедена.

Формирование пищевого поведения ребенка.

На формирование пищевых предпочтений и пищевого поведения ребенка влияет практика введения прикорма, методика, манера введения прикорма, а не сам прикорм.

Часто взрослым не нравится вкус готовых овощных пюре или каш и они подслащают или подсаливают их. Это может привести к негативным явлениям. Часто в 1,5 года ребенок начинает есть только углеводную пищу и наотрез отказывается от овощей, фруктов и мяса.

Какие факторы, влияют на пищевое поведение.

Не качество прикорма, а поведение родителей, избирательность в пище в семье повышает риск возникновения нарушения пищевого поведения. Ребенок наблюдает за взрослыми, иммитирует прием пищи, обретает навыки. И если в семье не принято есть зелень, овощи и т.д, то ребенка в дальнейшем трудно накормить этими продуктами. И как следствие – развитие дисбактериоза, запоры, снижение иммунитета, частые ОРВИ и т. д.Вам может быть интересноВлияние микробиоты на эмоции

Доказано, что у ребенка из многодетной семьи реже встречается пищевое нарушение. Он видит, что едят братья и сестры. Ребенку предлагается новая пища несколько раз под словесное одобрение окружающих. Совместные приемы пищи в фиксированное время приводит к развитию сигналов голода и насыщения, снижает беспокойство ребенка.

Юный возраст матери, ее негативные эмоции повышают эмоциональность ребенка. Это тоже приводит к риску появления избирательного аппетита. Как правило, такие матери кормят ребенка тем, что он лучше всего ест, и не затрудняются предложить новую пищу. Необходимо вводить регулярно новые продукты многократно ( в среднем 15 раз) в ненавязчивой манере.

Во время введения прикорма возникают сложности поведенческих моментов. Принуждение к еде. Каждой маме хочется чтобы ребенок съел все до конца. И для этого используются различные «отвлекалки»: телефон, мультики, телевизор , игрушки и т. д. Иногда обещается награда за еду в виде «вкусняшек». Т.е ребенок должен есть даже тогда, когда у него нет чувства голода. Важно, что прием пищи должен быть не более 30 минут. Сколько ребенок съест за это время, а дальше — является борьбой с едой. Это нарушает возможность изучения пищи, снижает аппетит, иногда вызывает негативное отношение к пище.

Необходимо своевременное знакомство с посудой.

С 4 до 6 месяцев ребенка кормят ложкой. С 7 месяцев — так называемая пальчиковая еда или «фингер фут». Ребенок все берет руками и тянет в рот. Так он изучает вкусы, текстуру пищи, развивает моторные навыки, развивает самостоятельность. Ребенку можно давать крупные куски мягкой пищи, чтобы он мог поднести ко рту, обсасывать их.

С 10 месяцев прием плотной пищи и внедрение поильников. С 10 до 12 месяцев надо давать ребенку есть самостоятельно ложкой, предлагать кусковую еду. У ребенка могут быть рвотные позывы, пищу все равно предлагать. Это процесс обучения. Так развивается глотательный рефлекс. Ребенок сам понимает, когда еду проглотить.

В заключении подведем итог. Как правильно вводить прикорм.

1. Не торопитесь.

  1. Предлагайте разные продукты, вводите новые продукты постепенно.
  2. Начинайте прикорм с овощей.
  3. Будьте терпеливы. Бывает нужно более 10 попыток для введения нового продукта.
  4. Меняйте текстуру пищи по возрасту.
  5. Постарайтесь не волноваться.
  6. Показывайте ребенку как вы едите сами.
  7. Исключите продукты с высоким содержанием сахара, жира и соли.
  8. Пробуйте домашнюю еду.
  9. Исключите «отвлекалки» на время приема пищи
  10. Поддерживайте благоприятную нейтральную обстановку во время приема пищи.
  11. Кормите, поддерживая аппетит. Ограничьте время приема пищи (не более 30 мин).
  12. Поддерживайте самостоятельность при приеме пищи.
  13. Относитесь терпимо к возможному беспорядку , который могут устроить маленькие дети во время приема пищи.

Желаю здоровья вам и вашим детям.

Еще больше информации по питанию детей можете прочитать на сайте https://microbiom-dieta.ru Вам может быть полезно Влияние питания на когнитивное развитие

Источники

Союз педиатров России https://www.pediatr-russia.ru/parents_information/soveti-roditelyam/ratsiony-pitaniya-v-razlichnye-vozrastnye-periody/vvedenie-prikorma.php

Ступенчатая система прикорма детских продуктов питания. Лечащий врач. https://www.lvrach.ru/partners/nutr_pediatr/15438560


Spread the love
Exit mobile version